Основы теории библиографии. Библиографическая деятельность и библиотечное дело. Библиографоведение и библиотековедение Основы библиографии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия библиографии как структуры, упорядочивающей пространство информации и знания с целью ориентации в нем. Познавательная, информационная и социально-коммуникационная функция библиографии, закономерности развития и проблема эволюции науки.

    реферат , добавлен 21.08.2011

    Сущность и содержание информации, оценка ее роли и значения в современном обществе, классификация, типы. Противоречия между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Значение библиографии.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Сущность и этапы развития библиографии, современные научные представления о ней. Структура и основные элементы библиографической информации, ее форма и варианты графического образа записи, функции и свойства, роль в системе социальных коммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2009

    Направления развития мировой библиографии в связи с изобретением книгопечатания. Первые каталоги книготорговой библиографии, укрепление "запретительной библиографии". "Универсальная библиотека" Геснера и создание универсальных ретроспективных указателей.

    реферат , добавлен 22.08.2011

    Отраслевая, краеведческая и текущая библиография. Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии. Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения. Основные требования к ретроспективному библиографическому пособию.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Роль истории в современном и перспективном развитии библиографии, ее особенности, тенденции и достижения. Первая библиотека на Руси. Роль Академии наук Петербурга в становлении отечественной библиографии. "Российская ученая история" епископа Дамаскина.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    История становления библиографии в Древнем мире: использование идеографических символов для фиксирования информации, зарождение алфавитного письма, создание первых библиотек в Греции. Специфика книгособирательной деятельности в период Средневековья.

    Целевая установка: Сформировать представление об основных принципах функционирования поисковых систем Интернет,изучить технологии эффективного поиска информационных ресурсов; привить навыки пользования web-сайтом библиотеки университета, полнотекстовыми коллекциями.

    После изучения данной темы слушатели смогут:

      объяснить необходимость библиографического учета выходящих изданий;

      назвать систему адресации в Интернете;

      объяснить возможности использования сервисов библиотеки СПБУУиЭ в учебной деятельности

      охарактеризовать подписные полнотекстовые ресурсы библиотеки СПбУУиЭ;

      охарактеризовать надежность и объективность информации в Интернете

    В лекции рассматриваются следующие вопросы:

    3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

    3.2. Интернет как источник информации

    3.3. Использование web-сайта библиотеки СПбУУиЭ в учебной деятельности

    Контрольные вопросы для самопроверки

    3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

    Традиционно ориентиром человека в больших объемах информации является библиография. Именно она выступает как своеобразный путеводитель по документированной информации, «спасающий» мышление человека от «информационных перегрузок».

    Термин «библиография» появился в Древней Греции в V в. до н.э. Оно состоит из двух слов biblion (книга) и grapho (пишу). В переводе с древнегреческого он означал книгописание, или переписывание книг. До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. В те времена единственным способом тиражирования книг был ручной, и людей, которые занимались перепиской, называли библиографами. После крушения античного мира слово «библиография» надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово «библиография» в названиях своих работ в смысле «список литературы». Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: «книгоописание» (по аналогии со словами «география», «биография» и т.п.).Долгое время теоретики библиографии спорили о том, что же такое библиография. Существовало много разных определений. Однако, со временем в отечественном библиографоведенииза понятием библиографии осталось значение библиографии как области практической деятельности, имеющей свою систему и структуру. Таким образом, библиография - это область научно-практической деятельности по подготовке и распространению информации о документах, необходимой для их идентификации и использования.

    Главная особенность библиографии состоит в том, что она организует движение документов не как источников информации, а лишь сведений о них, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих документов. Организовать движение самих документов возможно, и этим занимается книгораспространение (книжная торговля). Но эта сфера оперирует в основном свежими изданиями, только что вышедшими из типографии, в то время как большое количество уже ранее изданных произведений печати может потеряться в огромном потоке. Кроме того, форма документа дискретна, в силу чего он может находиться лишь в одной точке пространства. Если сам документ невозможно адресовать во все значимые точки пространства, то информацию о нем, его местонахождении, содержании, ценности и значении можно представить благодаря библиографии гораздо проще и менее затратно. Наиболее действенным и признанным средством доведения свернутой информации до потребителя является библиографическая продукция.

    Понятие «библиографическая продукция» - обобщающее. Библиографическая продукция – это документально зафиксированная информация о документе, позволяющая его идентифицировать в массе других. Но эта информация существует не абстрактно, сама по себе, она имеет реальное воплощение, имеет структуру. Основной структурной единицей, «атомом» является библиографическая запись. Под понятием «библиографическая продукция» подразумеваются прежде всего библиографические пособия. Таким образом, библиографическое пособиеэто упорядоченное множество библиографических записей.

    Классификация библиографических пособий тесно связана с классификацией библиографии, а многие виды библиографических пособий называются так же, как соответствующие виды библиографии. Дифференциация библиографических пособий осуществляется по разным основаниям деления:

    1. Дифференциация по географическому охвату.

    Дифференциация библиографии по географическому охвату показывает разные виды библиографии в зависимости от того, на какой территории появились или какой территории посвящены документы, которые библиография отражает.

        Национальная (государственная).

    Национальная или государственная библиография (разница между этими терминами несущественна) информационная инфраструктура, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование универсальной библиографической информации о документах, выпущенных на территории страны (государства), на основе государственной регистрации этих документов. Национальная (государственная) библиография, стремящаяся к полному охвату всех документов, появившихся в какой-либо стране, является базовым видом библиографии. Она направлена на удовлетворение интересов общества в целом и в первую очередь поддерживается государством.

        Региональная.

    Региональная библиография отражает документы, созданные в определенном регионе и/или документы, связанные с этим регионом по содержанию, происхождению или иным признакам.

        Краеведческая.

    Краеведческая библиография отражает документы об определенной местности (городе, области, селе и т. д.). Нередко, хотя не обязательно, эти документы являются и созданными в данной местности.

      Дифференциация по времени издания и публикации отражаемых документов.

    2.1. Ретроспективная.

    Функции ретроспективнойбиблиографии – подытожить развитие документальных потоков за определенное время и предоставить потребителю возможность ретроспективного поиска информации по интересующей его отрасли или теме в уже накопленных документальных массивах.

    Текущаябиблиография выполняет функцию информирования о новых появившихся документах. Она дает потребителю возможность следить за новыми документами в интересующей его области или по интересующей его теме. Многие виды из перечисленных выше видов библиографии, выделенных по другим критериям, могут быть одновременно и текущими, но национальная (государственная) библиография всегда является текущей.

    Ответ 1. Что касается текущего библиографического учета в Российской Федерации, то он осуществляется в настоящее время специальным государственным учреждением – Российской Книжной Палатой (РКП)(www.bookchamber.ru ). Указом Президента Российской Федерации № 1499 от 30 ноября 1992 г. «О Российской книжной палате» ее функции на современном этапе определены следующим образом: РКП является «центром государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела». РКП в установленном законом порядке получает из типографий обязательный экземпляр каждого изданного в стране произведения печати для его регистрации, учета и организации библиографической информации. С этой целью выходят библиографические указатели – «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись изоизданий», «Нотная летопись», «Летопись авторефератов диссертаций» и др. Летописи РКП как государственные библиографические указатели Российской Федерации являются официальными изданиями.

      Дифференциация по содержанию отражаемых документов.

        Универсальная.

    Для универсальной не важно, каково содержание документа. Она выполняет регистрационную функцию. На ее основе осуществляется государственная статистика печати.

        Отраслевая.

    Отраслевая библиография имеет очень большое значение при поиске научной, в т. ч. научно-технической, информации. Отраслевая библиография отражает документы, относящиеся к определенной отрасли знания или к комплексу отраслей знания. Можно выделить три основных комплекса отраслевой библиографии: библиография естественнонаучной, технической, медико-биологической и сельскохозяйственной литературы, библиография общественно-политической литературы, библиография художественной литературы, наук о языке, литературоведения, культуры, искусства и спорта.

        Тематическая.

    Тематическая библиография отражает документы по какой-либо теме в пределах определенной отрасли или на стыке разных отраслей знания. Тематические библиографические пособия могут отражать документы по какой-либо актуальной теме в пределах отрасли, но чаще их целью является ознакомление читателей с информацией, рассредоточенной по источникам разных отраслей и представляющей межотраслевой интерес.

        Персональная.

    Персональная библиография отражает документы, посвященные одному лицу – писателю, ученому, общественному деятелю. К этой же группе относятся указатели трудов научных коллективов и организаций. К 20-летию основания Санкт-Петербургского университета управления и экономики был издан библиографический указатель, отражающий итоги научно-исследовательной и образовательной деятельности преподавателей и сотрудников вуза. Указатель содержит сведения об изданиях, находящихся в фонде библиотеки: научных монографиях, учебниках и учебных пособиях, сборниках научных трудов, материалах конференций и др., изданных в университете и сторонних организациях. Материал указателя сгруппирован по видам и характеру документов, снабжен именным указателем (Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургской академии управления и экономики 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) [Текст] : сборник биографической информации / С.-Петерб. акад. упр. и экон; сост. В. А. Светлова; авт. предисл. Е. С. Ивлева. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 452 с.).

    Библиографические пособия могут быть самостоятельным изданием, а могут быть составной частью какого-либо небиблиографического издания (книги, журнала, газеты). Однако существуют виды библиографических пособий, которые принципиально не могут быть изданы отдельно (прикнижные и пристатейные библиографические пособия).

    Прикнижное библиографическое пособие – пособие, помещаемое в книге, и отражающее документы по ее тематике – используемые, цитируемые или рекомендуемые. Прикнижные библиографические списки имеют типовые названия: литература, список литературы, список используемой литературы, список цитированной литературы, список рекомендованной литературы, библиография и т. п.

    Аналогично прикнижному библиографическому пособию можно определить и пристатейное библиографическое пособие, с той только разницей, что оно помещено после статьи (в журнале, сборнике и т. д.). Пристатейное библиографическое пособие – всегда библиографический список, очень часто довольно малого объема, особенно в естественнонаучных и технических изданиях, причем небольшой перечень используемых источников может свидетельствовать не о научной недобросовестности авторов, а о незначительной изученности конкретного вопроса, рассматриваемого в статье.

    Автор, пишущий какую-либо работу, всегда опирается на какие-то знания, которые никогда невозможно получить полностью только опытным путем, часть его знаний почерпнута из публикаций, среди которых могут иметься и работы, непосредственно предшествующие его работе. Поэтому отсутствие библиографических сведений в научной статье или даже в книге вызывает недоумение и подозрение о недобросовестности автора, или, в лучшем случае, о его небрежности, равно как и списки, «раздутые» за счет включения изданий, не относящихся к тематике статьи или книги.

    Таким образом, библиографическая продукция не только отражает в свернутом виде документопоток по той или иной области или теме, но и в известной мере служит показателем разработанности проблемы. На основании анализа библиографического пособия могут быть выявлены авторы или авторские коллективы, изучающие данную конкретную проблему. Библиографические пособия могут дать представление о деятельности тех или иных учреждений и организаций, характеризовать разработанность данной проблематики в конкретных странах.

    Главные задачи курса: 1. Подготовка студентов к эффективному использованию информационных ресурсов Фундаментальной библиотеки БГУ и других библиотек Республики Беларусь; 2. Обучение студентов самостоятельному поиску необходимой в учебном процессе и самообразовании информации; 3. Ориентирование в справочно-поисковом аппарате библиотеки и основных источниках информации по профилю факультета; 4. Обучение автоматизированным средствам поиска информации.

    Фундаментальная библиотека Белорусского Государственного университета одна из крупнейших библиотек Республики Беларусь. Организована в 1921 году Фундаментальная библиотека отмечает своё основание, как и университет, 30 октября.

    Фундаментальная библиотека БГУ сегодня – 9 абонементов 15 читальных залов на 660 посадочных мест, из них 46 автоматизированных, медиатека в отделе обслуживания факультетов философии и социальных наук (на 120 посадочных мест, из них 35 с ПК). 70 компьютеров для пользователей Служба электронной доставки документов

    Каждый студент должен изучить! Имеются во всех подразделениях библиотеки на сайте ФБ БГУ http: //www. library. bsu. by

    Выписка из правил пользования библиотекой БГУ Права пользователей библиотеки 2. 1. Студенты всех форм обучения имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, к которым относятся: 2. 1. 1. Предоставление полной информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования на сайте ФБ БГУ http: //www. library. bsu. by. И м е ю т с я в

    Выписка из правил пользования библиотекой БГУ 2. 1. 2. Оказание консультативной помощи по использованию справочнопоискового аппарата библиотеки (карточных и электронного каталогов, картотек и т. д.) 2. 1. 3. Выдача во временное пользование в читальных залах и на абонементах печатных изданий и других документов из библиотечного фонда.

    Выписка из правил пользования библиотекой БГУ 2. 1. 8. Предоставление доступа к базам данных, имеющимся в библиотеке, на срок до 2 часов. 2. 1. 9. Предоставление доступа к базам данных через Интранет. 2. 1. 10. Консультирование пользователей по поиску информации в базах данных.

    Выписка из правил пользования библиотекой БГУ Дополнительные виды библиотечноинформационных услуг всем категориям пользователей предоставляются на платной основе.

    Перечень платных услуг Выдача изданий из фондов читальных залов на дом с часа закрытия библиотеки до часа открытия и на выходные дни на бумажном носителе – 3300 руб. на электронном носителе – 10000 руб.

    Перечень платных услуг Предоставление в пользование документов из фонда библиотеки сверх сроков, установленных Правилами пользования: на абонементе – 350 руб. экземпляр/день в читальном зале - 3800 руб. экземпляр/день

    Перечень платных услуг Прием заказов на издания по телефону только на абонементе обслуживания филологического факультета – 1900 руб. название (в случае если издание занято, постановка заказа на очередь). Поиск и отбор информации в электронном каталоге библиотеки и базах данных по запросу пользователя - 450 руб. запись

    Перечень платных услуг Копирование тиражных изданий из фонда библиотеки стр. (формат А 4) – 550 руб. На бумаге заказчика – 450 руб.

    Перечень платных услуг Выдача изданий на ксерокопирование на 1 час в течение рабочего времени на бумажном носителе – 330 руб. на электронном носителе – 10000 руб.

    Обязанности пользователей библиотеки Пользователи обязаны выполнять настоящие Правила. За нарушение данных Правил пользователи могут быть лишены права пользоваться библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки. За нанесенный библиотеке ущерб пользователи несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Беларусь.

    Обязанности пользователей библиотеки Пользователи не должны входить в помещения библиотеки в верхней одежде. Пользователи обязаны бережно относиться к имуществу библиотеки, библиотечному фонду, не делать пометки на страницах книг и других произведений печати, не вырывать и не загибать страницы, возвращать полученные документы в установленные сроки.

    Обязанности пользователей библиотеки Пользователям при работе на вычислительной технике запрещается предпринимать самостоятельные действия при возникновении нестандартных ситуаций; запрещается производить установку дополнительного и перенастройку установленного программного обеспечения, портить оборудование и осуществлять несанкционированный доступ к серверам и сетевому оборудованию.

    Обязанности пользователей библиотеки Пользователям запрещается вынимать карточки из каталогов и картотек библиотеки. Пользователи обязаны сохранять порядок и тишину в помещениях библиотеки. В читальных залах библиотеки запрещается громко разговаривать и пользоваться средствами мобильной связи.

    Обязанности пользователей библиотеки Для получения документов из фондов библиотеки пользователи обязаны предъявить дежурному библиотекарю студенческий билет. Пользователи не имеют права передавать документы другим лицам, а также пользоваться чужими документами. В случае нарушения этого правила, пользователи могут быть лишены права пользоваться библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

    Обязанности пользователей библиотеки При получении документов из фондов библиотеки пользователи обязаны просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу документов несёт читатель, пользовавшийся изданием последним.

    Обязанности пользователей библиотеки В начале календарного года пользователи обязаны пройти перерегистрацию с предъявлением всех числящихся за ними документов, взятых из фонда библиотеки. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.

    Обязанности пользователей библиотеки Пользователи, утерявшие или испортившие документы из библиотечного фонда, обязаны заменить их такими же документами или их копиями в переплете или другими документами, признанными библиотекой равноценными. Стоимость утерянных или испорченных библиотечных документов устанавливается в соответствии с индексом перерасчета потребительских цен Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на момент осуществления замены. В случае, когда срок пользования утерянных документов превышал установленный настоящими правилами, в стоимость входит также оплата продления срока пользования.

    Обязанности пользователей библиотеки При выбытии (отчислении, окончании обучения, увольнении) из университета пользователи обязаны вернуть в библиотеку все числящиеся за ними документы, взятые из фонда библиотеки, получить обходной лист с отметкой библиотеки о произведенном расчете.

    Порядок записи пользователей в библиотеку Запись студентов в библиотеку осуществляется при предъявлении студенческого билета. При записи в библиотеку пользователи должны ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью в формуляре пользователя.

    Порядок записи пользователей в библиотеку Документы из библиотечного фонда выдаются студентам филологического факультета на следующих абонементах: - отдела обслуживания филологической и экономической литературой; (ул. Карла Маркса 31, к. 1 – учебники и художественная литература к. 30 - отдела обслуживания научной и художественной литературой (гл. корпус, 2 этаж) – только художественная и научная литература

    Порядок пользования абонементами библиотеки Для заказа и получения изданий из основного книгохранилища пользователи заполняют читательское требование и расписываются на формуляре и читательском требовании за каждый полученный экземпляр документа.

    Порядок пользования абонементами библиотеки Научные и научно-популярные издания выдаются пользователям сроком на один месяц в следующем количестве: студентам – дипломникам – до 10 экземпляров; другим категориям пользователей – до 5 экземпляров.

    Порядок пользования абонементами библиотеки Учебные издания выдаются пользователям на семестр или учебный год в соответствии с учебными программами, в количестве, определяемом возможностями библиотеки и из расчета коэффициента книгообеспеченности на одного студента 0, 2.

    Порядок пользования абонементами библиотеки Литературно-художественные издания выдаются пользователям сроком на один месяц в количестве не более 3 экземпляров. Пользователи могут продлить срок пользования взятыми на абонементе документами, если на них нет спроса со стороны других пользователей. В случае, когда документы пользуются повышенным спросом, срок пользования может быть продлен за плату.

    Порядок пользования абонементами библиотеки На абонементах не выдаются: энциклопедии, периодические (газеты, журналы), реферативные издания (реферативные журналы и сборники); неопубликованные документы (диссертации, отчеты о НИР); · изоиздания (альбомы изобразительных материалов, эстампы, гравюры, литографии, художественные репродукции, эскизы, рисунки, фотодокументы); картографические издания (атласы, карты); редкие и ценные издания; · аудиовизуальные документы (аудио и видео кассеты); электронные документы (на CD-ROM, DWD-ROM, дискетах); издания, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре; последний экземпляр издания, оставшийся в библиотеке.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки Пользователям запрещается выносить документы из помещений читальных залов библиотеки без соответствующего оформления.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки При заказе изданий из подсобных фондов читальных залов пользователи предъявляют документы, указанные в п. 5. 1. , и расписываются на формуляре документа за каждый полученный экземпляр. Заявки на документы из основного книгохранилища (в главном корпусе) принимаются и выполняются в течение часа.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы, выданные в читальные залы из основного книгохранилища, могут быть забронированы студентами на 10 дней. В случае если пользователи не обращаются за забронированными документами на протяжении 7 дней, документы возвращаются в основное книгохранилище.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы, забронированные в читальных залах за пользователями, но свободные в момент запроса, могут быть выданы по требованию других пользователей во временное пользование.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы из подсобных фондов читальных залов не бронируются. Энциклопедии, периодические, реферативные, картографические, редкие и ценные издания, изоиздания, неопубликованные, аудиовизуальные, электронные документы выдаются только в читальных залах. Пользователь может работать с электронными изданиями только при участии дежурного библиотекаря.

    Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы в библиотеках кабинетов и кафедр выдаются пользователям только для работы на месте.

    Режим работы: ежедневно: абонементы: 10. 00 - 19. 00 читальные залы 9. 00 - 19. 00 суббота: абонементы: 10. 00 - 17. 00 читальные залы 9. 00 - 17. 00 воскресенье: выходной последняя пятница каждого месяца: санитарный день

    Учебники на дом выдаются на абонементах библиотек факультетов Ø при предъявлении студенческого билета Ø на семестр или учебный год Фонд учебных изданий библиотеки - около 780 000 экз.

    Студенческий читальный зал пр. Независимости, 4 , гл. корпус, 3 -й этаж (заказ из отдела книгохранения: Ø единственного экз. книги Ø журналов постоянного хранения (за исключением последних трех лет выпуска) Заказанная литература бронируется на 10 дней

    Читальный зал для профессорскопреподавательского состава, аспирантов гл. корпус БГУ. 2 -й этаж. пр. Независимости, 4 Обслуживает студентов, если необходимое издание имеется только в этом зале.

    Читальный зал филологического и экономического факультетов Открытый доступ к изданиям 12 тыс. экз книг 7 тыс. экз. журналов, 20 названий газет

    Читальный зал филологического и экономического факультетов Открытый доступ к изданиям 12 тыс. экз книг 7 тыс. экз. журналов, 20 названий газет

    Читальные залы периодических изданий: Ø Географического факультета (ул. Ленинградская, 16) Ø Юридического факультета (ул. Ленинградская, 8) Ø Факультетов журналистики и философии и социальных наук (ул. Кальварийская, 9) Журналы и газеты по профилю факультетов представлены в открытом доступе. Подшивки газет прошлых лет можно заказать из подсобного фонда отдела

    Абонемент научной и художественной литератуы(АБН) Пр. Независимости, 4, гл. корпус 2 -й этаж. Ø Научные и научнопопулярные издания – выдаются на 1 месяц до 5 экз. Ø Литературно- художественные издания выдаются на 1 месяц, до 3 -х экз. Заказ книг из отдела книгохранения

    Отдел редкой и ценной книги пр. Независимости 4, к. 229 Читальный зал на 10 рабочих мест Хронологический охват: XVI – начало XX в. : Ø старопечатные издания (до 1830) Ø первые, прижизненные издания работ классиков науки, литературы, искусства Ø коллекция революционной печати и превых лет советской власти. Ø издания, являющиеся образцомполиграфического оформления Ø миниатюрные и малоформатные изд Ø издания с автографами и др.

    Зал электронных информационных ресурсов Предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам ФБ БГУ и БГУ, а также к образовательным ресурсам в Интернет. Запись по тел. 209 -50 -82 пр. Независимости 4, к. 206.

    Зал справочно-библиографического обслуживания пр. Независимости, 4, к. 217 Ø Каталоги (электронный и карточный) Ø Фонд справочных изданий Ø Библиографические и информационные издания Ø Помощь в поиске необходимой информации

    Введение

    Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

    "Бибилиография"- слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

    Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.

    Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

    Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

    Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

    РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ БИБЛИОГРАФИИ.

    Как "управляться" с книжным богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом - "изборники".

    Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички - число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это - библиографические пособия.

    С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений:

    1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы;

    2)"библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати;

    3) "библиография"как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному;

    4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации;

    5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

    Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

    В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

    В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

    Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

    Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

    В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

    Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

    РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ БИБЛИОГРАФИИ

    1.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

    Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

    Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

    При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

    Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

    Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

    Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

    Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость.

    Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

    Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя - библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

    Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств.

    В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

    Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы).

    Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

    1.2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    БИБИЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

    Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

    Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

    Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

    Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

    Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

    Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

    Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

    Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

    Создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

    Дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

    Оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

    Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

    Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами.

    Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

    Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

    Заключение

    С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

    В масштабах страны, отдельного региона;

    В масштабах отдельно взятой библиотеки;

    В масштабах библиографического отдела;

    Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

    Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

    Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

    Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

    К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

    Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

    Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

    Библиографическое информирование;

    Справочно-библиографическое обслуживание;

    Консультативная и методическая работа.

    В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

    1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

    2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

    3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

    К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность.

    Список литературы:

    1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

    2. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

    3. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

    4. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

    5. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

    6. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

    7. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

    8. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

    9. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

    10. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

    11. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

    12. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

    13. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

    14. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

    15. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

    16. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, - 2002.

    1. Историческая библиография как часть исследовательского процесса.

    2. Этапы развития исторической библиографии.

    3. Типы библиографических указателей по истории.

    4. Ретроспективный поиск.

    5. Оформление библиографического аппарата.

    I. Поиск источников и ли­тературы требует значительных затрат времени. С этим просто нельзя было бы справиться, если бы не пришла на помощь историческая биб­лиография, которая разработала особые приемы и методы поиска, создала библиографические пособия. В последние годы в нашей стране и за рубежом создана система научной информации по общественным наукам, в том числе и по истории, которая помогает исследователю рационализировать свою работу, сократить время поиска, обеспечить необходимую полноту собранных материалов, сделать труд более плодотворным и оперативным.

    Исто­рическая библиография - вспомогательная историческая дисциплина, предметом которой является разработка приемов и методов поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной систематиза­ции источников и литературы и передачи полученной информации ис­следователю.

    Историческая библиография является частью исследовательско­го процесса, порождена развитием самой науки и отражает развитие науки. Историческая наука определяет проблематику, содержание и структуру исторической библиографии. В то же время историческая библиография оказывает влияние на развитие исторической науки, выполняя ряд важных функций.

    Прежде всего, это поисковая функция - определение приемов и методов разыскания источников "и литературы по определенной теме. Вторая функция - оценочная : отбор из огромного количества разы­сканных материалов наиболее значимого в научном отношении и соот­ветствующего теме поиска. Третья функция - систематизирующая : приведение выявленной и отобранной литературы в определенную си­стему, соответствующую структуре самой науки. Наконец, четвертая функция - коммуникативная : сообщение историку систематизирован­ной информации в виде различных пособий.

    Историческая библиография развивается на стыке с двумя специ­альными историческими дисциплинами - источниковедением и исто­риографией.

    Источниковедение включает в себя источниковедческую эвристи­ку, т. е. разыскание источников. Именно библиография и помогает ре­шать эту задачу, устанавливать различные издания источников, система­тизировать их.

    Историческая библиография тесно связана с историографией, изу­чающей историю исторической науки. Отражая вновь вышедшую ис­торическую литературу или накопившуюся за ряд лет, историческая библиография дает основной материал для историографического ана­лиза. Со своей стороны, историография помогает библиографу оценить те или иные работы, ориентироваться в исторической литературе.



    Основные библиографические понятия. Историческая библиогра­фия отражает развитие исторической науки, она не должна и не мо­жет обособляться от последней. Но в отличие от исторической науки библиография имеет дело не с самим научным знанием, а с отражени­ем последнего в произведениях печати и поэтому зависит от развития книгоиздательского дела, библиографии вообще.

    Библиография - научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Основ­ным результатом библиографической деятельности является создание: библиографического пособия. Библиографическое пособие - упоря­доченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. Оно составляется либо историком, либо профессиональным библиографом, работающим в библиотеке или науч­ном учреждении. Существует множество типов библиографических пособий. Укажем лишь три наиболее важных.

    Библиографический список - пособие с простой структурой. Та­кие списки публикуются в виде приложения к книге, диссертации. Автором выступает историк.

    Библиографический указатель - пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления и т. д. Составляется коллективом библиографов под ре­дакцией историков. Часто издается отдельной книгой, посвящен раз­делу науки.

    Библиографический обзор - пособие, представляющее собой связ­ное повествование о документах - книгах и статьях по определенной научной теме. Публикуются также историографические обзоры, кото­рые отличаются от библиографических более глубоким анализом науч­ной литературы. Эти обзоры несут большую библиографическую ин­формацию, что позволяет их рассматривать наряду с библиографиче­скими.



    По своему целевому назначению библиографические пособия могут быть учетно-регистрационными , учитывающими выпускающуюся в стра­не печатную продукцию; научно-вспомогательными , рассчитанными на научных работников; наконец, рекомендательными , которые при­званы содействовать образованию, воспитанию и пропаганде знаний среди широких кругов населения.

    В рекомендательных указателях литература тщательно отбирается с учетом подготовки читателя. Студент сначала пользуется подобными пособиями, но по мере углубления специализации переходит к научно-вспомогательной библиографии.

    Библиография делится на текущую и ретроспективную . Периоди­ческие издания, информирующие о новой литературе по специальности, относятся к текущей библиографии, которая должна удовлетворять требованиям полноты, регулярности и оперативности. Если то или иное издание запаздывает в учете литературы, оно теряет функции текущей библиографии.

    Ретроспективные библиографические пособия отражают литера­туру по определенной проблеме, изданную за определенный период. Подобное пособие может стать заметным явлением в науке, если в нём собрано все ценное и систематизировано в соответствии со струк­турой науки.

    Библиографы выделяют перспективную библиографию, содержа­щую информацию о выходящей в ближайший год научной литературе. Это тематические планы издательств. Зная о готовящемся издании, можно избежать дублирования тематики, скоординировать исследова­ния, заранее заказать книгу.

    Существует персональная библиография, которая имеет своим объектом произведения одного лица и литературу о нем, например, указатели о крупных исто­риках.

    Историк часто обращается к краеведческой библиографии, кото­рая имеет дело с литературой, посвященной отдельной местности, краю, городу, или страноведческой - об отдельной стране. Эта библиография не является «чисто» исторической, хотя там есть и разделы по исто­рии. В ней собраны материалы по экономике, культуре и другим сфе­рам общественной жизни. В современных условиях развития комплекс­ного подхода к изучению исторических проблем подобного рода ука­затели имеют особое значение. Они позволяют историку учитывать достижения смежных общественных наук.

    В последние годы для подготовки библиографических пособий все чаще применяется вычислительная техника. К числу относительно новых видов указателей относятся пермутационные указатели . Они основаны на выделении из заглавий пуб­ликаций «ключевых» слов, из которых составляется поисковая колон­ка; «ключевые» слова выделяется «автоматически». Второй тип - указатель ци­тированной литературы . В нем под фамилией авторов приводятся све­дения о работах, содержащих ссылки на публикации этих авторов. Эти указатели используются для поиска работ по теме и изучения меж­отраслевых связей ученых. Пока эти указатели применяются чаще в естественных и технических науках, реже в гуманитарных. Позже в рамках других курсов будут разбираться специальные компьютерные поисковые методики.

    Историческая библиография имеет дело с различными видами на­учных публикаций по истории: с книгами, статьями, рецензиями. Их разыскание и систематизация возможны только в том случае, если все они будут иметь унифицированное библиографическое описа­ние.

    Библиографическое описание - это необходимый минимум сведений о произведении печати, причем элементы этого описания распола­гаются в строго установленном порядке. Важное значение имеют раз­делительные знаки: точка, запятая, двоеточие, косые черты, скобки они ставятся не произвольно, а в определенном порядке. Встречающие­ся сокращения отдельных слов в описании делаются в соответствии с ГОСТом.

    История библиографического описания насчитывает не одно сто­летие. Она начинается с возникновением письменности, но приобрета­ет особое значение с изобретением книгопечатания. К концу XVII в. появляются указатели, в которых описания располагаются в алфавит­ном порядке фамилий авторов и названий книг. Нормой стало выде­ление фамилии автора как первого элемента описания и описание за­главия по титульному листу. Указывается издатель, год и место изда­ния. Первый национальный свод правил каталогизации был составлен революционным правительством Франции в конце XVIII в. В России первая инструкция появилась в 1809 г. Значительный шаг вперед был сделан в 1841 г. в связи с составлением каталога Британского музея. К началу XX в. сложились англо-американская и прусская системы описания, которые существуют и сегодня, правда, наблюдается тенден­ция к сглаживанию различий и унификация описаний.

    В нашей стране в конце 20-х - начале 30-х годов выходили спе­циальные инструкции, позднее - ГОСТы. Правила библиографического описания долгое время определялись Государственным общесоюзнымстандартом: Библиографическое описание документа. Общие требования и прави­ла составления. ГОСТ 7.1.84. М., 1984. Ныне действует ГОСТ 7.1 – 2003.

    Наиболее полным считается описание произведений печати на ка­таложных карточках и в изданиях Книжной палаты. Более сокращенным, при котором опускаются некоторые элементы описания, оно применяется в научных статьях и книгах. В ГОСТе есть специаль­ный раздел, где определены правила сокращенного библиографического описания. С элементами подобного описания мы и познакомимся несколько позднее.

    II. Разнообразный фактический материал по данному вопросу достаточно полно представлен в тематических монографиях, учебниках и статьях. В качестве примера можно выделить следующее издание: Парфёнов И.Д. Основы исторической библиографии. Учебное пособие. М., Высшая школа. 1990. -111 с.

    При изучении этапов развития исторической библиографии целесообразно обратить внимание на ряд моментов.

    Первой исторической библиографией стала «Историческая библиотека», изданная пастором П. Болдуаном в Лейпциге в 1620 г.

    Самым крупным явлением в библиографии ХУ111 в. Стала «Историческая библиотека Франции» Жака Лелонга, библиотекаря монашеской сегрегации. Она содержала 18 тыс. описаний книг.

    Во Франции 15 мая 1791 г. Была издана инструкция по описанию книг. Аббат Грегуар, глава Комитета общественного спасения, высказал идею создания сводного каталога всех французских книг и написания истории Франции с революционных позиций.

    Юрист, историк и библиограф А.Камю выступил с докладом 27 мая 1796 г. В Национальном институте наук и искусств, в котором развил идею о том, что библиография д.б. рассчитана не на собирателей книг, а на учёных.

    В начале ХХ в. появляется первое руководство по исторической библиографии, подготовленное известным французским историком-позитивистом Ш. Ланглуа.

    Вторая попытка создания руководства связана с именем Пьера Карона, крупного историка и библиографа. Совместно с Г.Бриером он издал 11 выпусков «Систематического указателя по новой и современной истории Франции» (с 1500 г. до нач. ХХ вв.), включившего 45 тыс. описаний книг и статей, опубликованных с 1898 по 1913 гг.

    В России первая (на проблему «первоавторства» существуют разные точки зрения) историческая библиография была составлена сотрудником Академии наук, датчанином по происхождению, Адамом Селлием (1679 – 1745). Его «Каталог книг писателей сочинениями своими объясняющими гражданскую и церковную российскую историю» был издан на латинском языке в 1736 г. и переведён на русский язык в 1815 г. (164 работы).

    В России в 1759 г. создаётся первое историческое общество В.Крестинина (по данному вопросу есть и другие точки зрения).

    Саамам крупным изданием второй половины ХУ111 в. в области исторической библиографии был «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 г.), изданный Н.И.Новиковым, в который были включены несколько десятков имён русских историков с Х по ХУ111 вв.

    Выдающимся памятником русской национальной библиографии явился «Опыт российской библиографии» В.С.Сопикова – книгоиздателя, помощника библиотекаря Публичной библиотеки. Более 13 тыс. книг и журналов, изданных со времени начала книгопечатания до 1813 г. отражены в его 5-ти тт. указателе, опубликованном в 1813 – 1821 гг.

    В начале Х1Х в. в 1804 г. создаётся Московское общество истории и древностей российских, которое с 1846 г. начинает выпускать первый исторический журнал «Чтения в обществе истории и древностей российских».

    В 30-40-е гг. Х1Х в. создаются исторические кафедры в университетах, историко-филологическое отделение в Академии наук, в 1846 г. – Русское археологическое общество.

    В 1838 г. известный историк А.Д.Чертков опубликовал каталог своего книжного собрания «Всеобщая библиотека России» (собраны описания книг, рукописей, периодических изданий с ХУ по первую половину Х1Х в., более 4 тыс. записей).

    В 1866 г. создаётся Императорское русское историческое общество, в 1877 г. – Общество любителей древней письменности, в 1895 г. – Общество ревнителей русского исторического просвещения, в 1889 г. – Историческое общество при Петербургском университете…

    Среди видных специалистов в области исторической библиографии второй половины Х1Х в. : А.А.Куник, П.П. и Б.П. Ламбины, В.Л.Межов и др…

    111. Историк получает ценную библиографическую информацию преж­де всего из исторических сочинений, с которыми он знакомится. Обыч­но книга по истории содержит библиографический аппарат: сноски и ссылки на использованную литературу, а в конце книги прилагается список использованных автором источников и литературы по теме этой книги. В научной статье также имеются ссылки и сноски, по кото­рым можно определить круг материалов, использованных автором.

    Но кроме подобных списков источников и литературы, имеющих­ся в самом историческом произведении, существуют и отдельно издан­ные библиографические указатели по отдельным отраслям и разделам науки. Они составляются, как правило, библиографами на материалах крупнейших книгохранилищ страны. Во всем мире их опубликовано несколько тысяч. Исследователю они оказывают огромную помощь, и нужно уметь пользоваться этим богатством.

    Существуют несколько типов отдельно изданных библиографиче­ских указателей. Первый тип - указатели литературы по всемирной истории в целом . Они часто носят выборочный характер, так как просто невозможно под одной обложкой собрать всю изданную литературу по всем разделам истории за несколько сот лет. Подобные указатели в основном рассчитаны на начинающих исследователей, фиксируют лишь наиболее существенные публикации. Такова библиография к «Всемирной истории», изданной в нашей стране. Во многих других стра­нах изданы путеводители по исторической литературе.

    Указатели по отдельным периодам всемирной истории . В нашей стране изданы указатели литературы по древнему миру, средним векам и по новой истории. За рубе­жом издано немало указателей, путеводителей по истории древнего мира и средних веков. Среди них следует отметить фундаментальные указатели к изданным в Англии «Кембриджским историям» - антич­ности, средних веков, новой истории. Сложнее обстоит дело с указате­лями по новейшей, или, как ее называют на Западе, «современной» истории. Слишком велик географический охват исторических процес­сов и неисчислима изданная литература, чтобы можно было собрать это все даже в серии указателей.

    Указатели, охватывающие историю отдельных стран . Как правило, они составляются в тех странах, истории которых посвящены. Так, в СССР издавался многотомный указатель по истории. В Англии и США подобные указатели выпускаются сериями, каждый из указа­телей посвящен определенному периоду. Эти указатели обычно вклю­чают всю имеющуюся научную литературу по всем разделам истории страны, и в этом их особое значение.

    Указатели по истории отдельных местностей. Для историков нашей страны это история краев и областей, отдельных городов. Нередко эта отрасль исторической науки носит название „локальной" истории. Издаются библиографии по истории от­дельных графств в Англии, штатов в США, земель в ФРГ, истории круп­ных городов Нью-Йорка, Парижа, Лондона и других.

    Тематические указатели по истории отдельных событий и проблем . В отечественной библиографии это указатели по истории гражданской войны, Великой Отечественной войны и другим важнейшим событиям на­шей истории. В зарубежной историографии - по истории французской буржуазной революции конца XVIII в., гражданской войны в США и т. д.

    Указатели по отдельным отраслям науки . Отдельно издаются ука­затели по экономической и социальной истории, истории культуры, религии и церкви, истории общественной мысли. В СССР были из­даны библиографии по истории рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

    Указатели источников. В названных типах указателей источники и литература собраны вместе. Однако существуют и изданные отдельно библиографии источников: общего характера, отдельных тем, периодов и отдельных видов источников. Изданы указатели документальных публикаций по истории 1917 года и гражданской войны, периода восстановления народного хозяйства, библиография листовок и прокламаций русских социал-демократов, большевистской печати… За рубежом изданы указатели средневековых картуляриев, статистических публикаций и другие.

    Указатели по вспомогательным историческим дисциплинам . В СССР(далее в России) эта библиография публиковалась в сборнике «Вспомогательные истори­ческие дисциплины». За рубежом издано немало пособий по нумизма­тике, генеалогии, хронологии.

    Указатели по истории исторической науки . Этот тип указателей получил особое развитие в последние десятилетия. Ещё в 80-е годы были изданы два тома: один - по русской историографии дореволюционного периода, вто­рой - по советской историографии. В США изданы весомые указатели, например, по методологии и по историографии науки.

    Библиография трудов отдельных историков. Персоналия - важ­ный резерв для подбора литературы по той или иной теме. Обычно она публикуется в связи с юбилейными датами в жизни историка в журналах и сборниках статей. Крупным историкам посвящены специ­альные указатели их трудов и литературы об их творчестве. Изданы биобиблиографические словари, в которых приводятся данные о месте работы, основных трудах этих исследователей. Подобные словари изда­ны в США и Франции. Кроме того, сведения о зарубежных историках можно почерпнуть в национальных биографических словарях и спра­вочниках «Кто есть кто».

    Указатели содержания исторических журналов . Однако историческая библиография, другие средства научной ин­формации не освобождают исследователя от самостоятельной библио­графической работы. Историк занимается зачастую относительно узкой темой. В последних же номе­рах журналов за текущий год публикуется перечень всех материалов, опубликованных за год. Кроме того, публикуются указатели к отдель­ным журналам за ряд лет. Есть указатели к некоторым зарубежным журналам. Но в целом этот тип указателей развит недостаточно.

    Указатели изданий исторических научных обществ и учреждений. Этот тип, как и предыдущий, не является сугубо историческим, но имеет важное значение. Зная, где работал тот или иной историк, можно разыскать его исследования, его коллег и учеников. Каждый инсти­тут системы Академии Наук, университеты периодически публикуют свод­ные списки опубликованных монографий, статей.

    Методика ознакомления с указателями . Мало знать о существовании указателя, который вас интересует, необходимо извлечь из него нужную информацию, суметь разыскать необходимые источники и литературу, не пропустив важного. Очень часто, взяв в руки указатель, студенты не мо­гут им воспользоваться. Конечно, здесь нужна практика. Но некоторые предварительные замечания могут помочь в этой работе.

    Прежде всего, следует внимательно ознакомиться с титульным листом. Там указана тема, по которой собраны источники и литература. Сравнив ее со своей темой, нужно определить, насколько они совпадают и насколько различаются. Затем следует уточнить хронологические рамки исторического периода, которому посвящен указатель. Здесь же, на титульном листе, указано, за какой период учтена литература.

    После этого надо внимательно прочесть введение. Авторы указы­вают, по каким принципам они подбирали литературу: территориаль­ным, хронологическим, языковым. Очень важно понять, какие библио­течные фонды они обследовали, какие изучили журналы и библиогра­фические источники, например: включались ли статьи из сборников, диссертации, авторефераты последних или депонированные работы. Если в данном указателе подобных работ нет, исследователь разыщет их по другим источникам.

    Во введении к указателю формулируются основные принципы его структуры. Следует внимательно изучить оглавление. Если этого не сделать, можно пропустить много ценных материалов.

    Наиболее распространенной ошибкой при работе с указателями, является стремление просмотреть только тот раздел, который прямо отвечает теме, не заглядывая в общий и смежные отделы. В этом случае можно пропустить немало интересного и важного материала.

    Имея дело с зарубежными указателями, нужно иметь в виду, что там принята иная периодизация - «по королям». Например, в истории Великобритании выделены эпохи Тюдоров, Стюартов, Викторианскаяэпохи. Поэтому часто приходится просматривать «смежные» эпохи, чтобы собрать материал, например, по промышленной революции по­следней трети XIX в.

    В этих указателях принято тематическое построение: на первом плане политическая, административная, затем социальная и экономиче­ская история. Зачастую социальная и экономическая выносятся в от­дельные указатели. Поэтому, чтобы комплексно изучить тему, нужно просмотреть ряд смежных указателей.

    Работая с указателем, обращайте внимание на приемы библиогра­фического описания. Часто применяются сокращения слов, названий журналов, превращающие указатель в ребус. Следует внимательно изучить список сокращений, который поможет расшифровать запись. В конце имеются вспомогательные указатели - алфавитный, географический, иногда предметный. Ими можно пользоваться для наведения справок, но это не снимает с исследователя задачи внимательно про­смотреть весь указатель.

    IУ. Библиографы давно разрабатывают методику библиографического поиска, ищут наиболее оптимальные методы. Еще Ш. Ланглуа, автор первого руководства по исторической библиографии, писал, что «изучить библиографию - изучить пользование библиографическими ин­струментами».

    В основном используются два метода - сплошной и выборочный. При сплошном последовательно просматриваются все пособия, в ко­торых может оказаться информация. Способ надежный, сводящий пропуски до минимума, но требующий больших затрат времени.

    Исследователи чаще используют выборочный, или концентрический, метод. В этом случае поиск ведется по прикнижным библиографиям с привлечением библиографических пособий.

    Библиографический поиск состоит из следующих основных этапов. Начинается он с работы в каталогах и картотеке библиотеки. В выяв­ленной литературе обследуется прикнижная библиография.

    Затем историк выясняет, какие библиографические пособия су­ществуют по его проблеме, обращаясь к библиографии исторической библиографии, т. е., как ее называют библиографы, к библиографии второй степени.

    Следующий этап - обращение к универсальной библиографии, ко­торая помогает разыскать литературу, не вошедшую в исторические указатели. Например, литература, отраженная в указателе, кончается 1965 годом. В таком случае универсальную библиографию по разделу «История» надо просматривать, начиная с 1965 г.

    Историк широко привлекает справочные материалы, словари, эн­циклопедии, используя библиографическую информацию, которая содержится в этих изданиях. Наконец, просматривается библиогра­фия по смежным общественным наукам. Например, работая по исто­рии общественной мысли - по философии, политической истории, иссле­дователь изучает юридическую библиографию и т. д.

    Такова примерная схема ретроспективного поиска. Иногда по­следовательность действий может быть иной, но все необходимые этапы должны быть пройдены. И на всех этапах вновь и вновь приходится обращаться к прикнижной и пристатейной библиографии - каждая найденная книга или статья становится ценным источником информа­ции. Главное - не пропустить ничего важного, существенного.

    Работа с каталогами и картотеками библиотек. Каталоги и карто­теки библиотек состоят из карточек. На них в соответствии с правилами библиографическогоописания помещены сведения об авторе, названии, месте и годе публикации научного труда. На каждую книгу, хранящуюся в библиотеке, заведена карточка. На карточке указан инвентарный но­мер, под которым она хранится в библиотеке. Инвентарный номер облегчает поиск книги. Поэтому, выписывая название книги, нужно указывать и инвентарный номер.

    Работая с каталогами, приходится иметь дело только с той лите­ратурой, которая есть в данной библиотеке, в отличие от библиографи­ческих пособий, в которых собирается вся литература, независимо от места хранения. Часто исследователь работает в нескольких библио­теках. Наиболее полные коллекции источников и литературы сосре­доточились в Москве в Государственной публичной исторической биб­лиотеке, Российской Государственной библиотеке, Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы, в Институте научной информации по общественным наукам; в Санкт-Петербурге - в Российской Национальной библиотеке, Библиотеке Ака­демии наук и др. Каждый академический институт, университет, педа­гогический институт имеет научные библиотеки. Начинать работу над темой следует в библиотеке своего вуза или города, а литературу, хра­нящуюся в библиотеках других городов, следует выписывать по меж­библиотечному абонементу.

    Каждая библиотека имеет свой систематический каталог. Нужно, прежде всего, ознакомиться с его схемой. Так, при десятичной системе классификации весь книжный фонд делится на 10 разделов. История – 9-й раздел. Каждая отрасль знания подразделяется на отделы, которые в свою очередь дробятся на подотделы. При этом каждый подраздел имеет условное обозначение - индекс, помогающий ориентироваться в схеме. Главный принцип каталога - отделы и подотделы располага­ются от общего к частному.

    Внутри рубрик карточки расположены по годам издания в обратно-хронологическом порядке: самая новая литература - на первом плане. В пределах года карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий, авторов. Сначала литература на русском языке, затем - народов СНГ и, наконец, литература на иностранных языках (в алфавите языков).

    К систематическому каталогу имеется алфавитно-предметный указатель, пользуясь которым можно найти индекс нужного подразде­ла. Следует просматривать и другие разделы каталога, где может оказаться историческая литература, «Экономика», «Политология» и т.д.

    Предметный каталог позволяет быстрее найти литературу по конкретному вопросу, но следует обязательно выявить как можно больше предметных слов, чтобы полнее подобрать лите­ратуру.

    Алфавитный каталог, имеющийся в каждой библиотеке, содержит перечень всех книг, расположенных в едином алфавите на русском ими иностранных языках. Если авторы имеют одинаковые фамилии, карточки располагаются по алфавиту имен и отчеств. Когда у одного автора несколько книг, карточки на них расположены в алфавите названий. Если книга имела несколько изданий, то карточки располага­ются в обратно хронологическом порядке.

    Кроме каталогов существуют различные картотеки. Картотека журнальных статей составляется на основе карточек, издаваемых Книжной палатой, и формируется по классификации, принятой в изданиях палаты.

    Исследователи часто пользуются краеведческой картотекой, если занимаются историей города, области, региона. Такие картотеки ведутся в областных библиотеках и библиотеках вузов. Существуют и другие виды карточек. Поэтому, начиная работать в библиотеке, историк дол­жен ознакомиться с существующими каталогами и картотеками.

    Работа с прикнижной и пристатейной библиографией . Разыскав книгу или статью, нужно выписывать указанную в сносках литературу. Кроме того, в книгах часто прилагается список использованных автором источников и литературы. Прочитав книги и статьи, указанные там, из них вновь выписывают названия книг и статей. Так собирается не­обходимая литература.

    Библиографы традиционно, начиная с 20-х годов, критикуют исто­риков за ошибки в библиографическом описании, неточности в систе­матизации материала. Эти упреки справедливы. К оформлению библио­графического аппарата следует относиться так же, как к любой другой стадии исследования. Изучение основ исторической библиографии приви­вает необходимые исследователю навыки.

    Прикнижные и пристатейные списки обладают некоторыми преиму­ществами. Во-первых, они дают более оперативные сведения, чем фун­даментальные указатели. Даже в текущих указателях мы получаем сведения о вышедшей литературе с опозданием на 1-2 года (особенно для иностранной литературы). Что касается ретроспективных указате­лей, то граница завершения учета литературы с каждым годом отодви­гается, и даются сведения о вчерашнем дне состояния изучения той или иной проблемы. Из новой же статьи в журнале или книге мы сразу по­лучаем необходимую направленную информацию.

    Во-вторых, эти списки составляются специалистом, который из­учал эту литературу и источники. Конечно, возможна субъектив­ность выбора, но она исправляется списками в других статьях и книгах.

    Что касается ошибок в описании, то их можно исправить, пользуясь каталогом или пособиями. Если неудачна систематизация, то можно, ознакомившись со всем списком (они обычно невелики), избежать пропуска интересующей нас статьи или книги.

    Роль прикнижной и пристатейной библиографии в системе научной информации по истории непрерывно растет. Связано это с возрастаю­щим потоком литературы по истории. Никакие указатели не в состоянии вместить информацию об этой литературе: если даже попытаться собрать все опубликованное по сравнительно узкой теме за 10-20 лет, это потребовало бы многотомного издания. В этих условиях научная книга, ее библиографический аппарат дают наиболее полную направленную и оперативную информацию исследователю.