Влияние современных технологий на подрастающее поколение. Современные наукоемкие технологии Подрастающее поколение и современные технологии

Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Информационные технологии
Размещена 15.09.2014. Последняя правка: 15.09.2014.
Просмотров - 15418

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.

Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017 г.)

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

The influence of modern technology on the younger generation

Аннотация : В данной статье достаточно точно определено какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выявлено как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

Abstract : In this article, accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова : современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

Keywords : modern technologies; the younger generation; prevention measures

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось быстрым развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение решительно заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся СМИ, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, допустимо рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют важную роль в жизни подростков – это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение, на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий – это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и других гаджетов. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда – высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий – это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции — это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем устранить из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они должны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно – нравственных ценностей. Но, к сожалению, родители довольно часто пассивно относятся к учреждениям ДПО, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.

Эффективным методом борьбы с интернет – зависимостью является использование различных контролирующих программ.

Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование, которая может оказать негативное влияние на него.

В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Список источников:

  1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
  2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
  3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.

Сегодня хочу подискутировать с колумнистом Slate Биллом Оремусом по поводу интерпретации опроса, проведённого аналитическим агентством Penn Schoen Berland под паторонажем Intel.

Penn Schoen Berland проводило своё исследование в Бразилии, Китае, Франции, Индии, Индонезии, Италии, Японии и Соединённых Штатах минувшим летом. В опросе приняли участие 12 тысяч человек 18 лет и старше; статистическая ошибка предполагается в диапазоне плюс-минус 0,89%. Исследование было призвано ответить на вопрос, как относятся к технологиям и технологическому прогрессу различные слои населения в зависимости от возрастной категории и социального статуса.

Лично меня в этих данных шокировал не столько парадоксальный вотум доверия, предоставленный молодёжью «персонализации», которая в глазах моего поколения (и даже поколения Эли Паризера, рождённого в 1980 году) выглядит безусловным Злом. Гораздо чудовищнее смотрится недооценка millennials положительного влияния технологий на образование и здравоохранение, которое, опять же в глазах моего поколения, приближается к 100%. Что может быть очевиднее абсолютной пользы, которую мы получаем от интерактивных мультимедийных учебников или компьютерного томографа?

По спокойном размышлении, однако, я понял, что непонимание и неприятие именно этих – якобы очевидных – преимуществ технологий молодым поколением прекрасно вписывается в картину, где приоритетным оказываются «личные отношения» (69% надеются на их улучшение за счёт технологий), а влияние технологий на общество в общем и целом воспринимается негативно (зависимость и дегуманизация).

Прежде чем я перейду к объяснению этой «молодежной картины», позволю два дополнения: первое – это «позитивный» антитезис, представленный исследованием Penn Schoen Berland, второе – оценка результатов Биллом Оремусом, эталонным представителем интеллектуальной элиты современного американского общества.

Самыми ярыми поклонниками технологий, согласно опросу, стали женщины в возрасте свыше 45 лет. В целом именно эта возрастная категория женщин оказалась самой не удовлетворенной уровнем развития технологий. В том смысле, что молодым женщинам вовсе не кажется, что технологий не хватает для полноценной жизни и развития.

Далее – ещё интереснее. Максимальную жажду технологий проявили женщины в возрасте свыше 45 лет, проживающие в развивающихся странах, больше остальных – в Китае. 70% возрастных китаянок считает, что они недостаточно используют технологии в своей жизни; 66% уверены, что прогресс технологий улучшит образование; 58% – средства передвижения, 57% – условия труда, 56% – здравоохранение. Страсть к конкретным аспектам технологий у женщин в возрасте вообще зашкаливает: 86% хотят получить доступ к компьютерным программам, которые будут отслеживать и корректировать их трудовые навыки, 88% – учебные достижения, 77% мечтают об унитазах, мониторящих состояние здоровья (надо так полагать, на основании экспресс-анализов).

В общем и целом технологический фанатизм женщин «за 45» выглядит на голову выше, чем у «детей цифрового века».

Посмотрим теперь, как интерпретирует данные Билл Оремус. Собственно говоря, никаких своих соображений по поводу полученной статистики (на мой взгляд – совершенно сенсационной) он не высказывает (видимо – по лености 🙂), предпочитая солидаризироваться с мнением доктора Женевьевы Белл, директора Interaction and Experience Research в Intel Labs: «На первый взгляд может показаться, что millennials отвергают технологии, однако я подозреваю, что реальность сложнее и интереснее. Альтернативный вариант прочтения полученных результатов: millennials хотят получить такую технологию, которая будет больше делать лично для них, поэтому нам предстоит много работы для придания современным технологиям более личностный и менее обременительный характер».

Иными словами, молодёжь мечтает о технологиях, которые сделают жизнь лучше, проще и more fun. За упрощение жизни высказались целых 86% millennials.

В беседе с Биллом Оремусом доктор Белл добавила ещё одну важную интерпретационную деталь: «В оценке технологий millennials я почувствовала мотив Франкенштейна как никогда ранее – то есть идею того, что ты создаешь нечто, а затем это нечто пытается тебя убить. От Франкенштейна до Терминатора – один шаг».

Данные, полученные из ответов женщин «за 45», Женевьева Белл интерпретирует в традиционном для Запада духе примитивной социологии: «Высокий интерес к технологиям, проявленный женщинами в развивающихся странах, объясняется тем, что они воочию убедились в том, как технологии драматически улучшили качество их жизни за последние десятилетия».

Билл Оремус подводит заключительную черту: «Похоже, школа техноскептицизма, созданная Евгением Морозовым, набирает популярность среди молодых людей из богатых стран, которые воспринимают имеющиеся уже у них гаджеты как нечто само собой разумеющееся, однако опасаются за свою приватность. В странах же, где «качество жизни» отождествляется с базовым образованием, уровнем здравоохранения и санитарии, технологии по-прежнему воспринимаются как безусловное Добро. Приватность для этих стран – избыточное баловство».

Я предпочитаю полностью оставить за рамками дискуссии критику оценки, данной Биллом Оремусом реалиям стран третьего мира, поскольку не вижу никаких оснований для обсуждения: колумнист Slate в этой теме вообще ничего не понимает и транслирует то, что ему рассказали на CNN и Fox. Сосредоточимся лишь на интерпретации взглядов millennials.

Билл Оремус совершенно прав: молодое поколение обеспокоено двумя вещами – fun и приватность. То есть главное в жизни – чтобы не было скучно и чтобы «ИХ мир» не лез ко мне в душу со своими претензиями, запросами, требованиями и проч. В подобной деградации нет, впрочем, ничего удивительного: этот тот идеал тотального разобщения общества, к которому последние двести лет семимильными шагами продвигалась западная цивилизация, основанная на индивидуализме, и она этого идеала полностью достигла.

К чему стремилась, то и получила – абсолютно индифферентное к общественной и политической жизни поколение, управление которым упростилось до механического манипулирования. Дёрнул веревочку – «население» двинулось влево, дёрнул за другую – подалось вправо. Пихнул снизу – возмутилось. Пихнул сверху – притихло. Общество, о котором даже не мечтали в оруэллианской Океании.

Билл Оремус, однако, оставляет совершенно за кадром непосредственный анализ молодёжного техноскептицизма. Разговоры о том, что технологии разобщают, – это для бедных. Эти разговоры смотрятся тем более дурацки, что 99% времени, которое уделяют millennials технологиям, приходятся на социальные сети, то есть исключительно на общение! Не на образование, не на творчество, а на перманентное почёсывание, поглаживание, похлопывание друг друга и прочие формы «лайк»-петтинга и социальной мастурбации. Больше всего вклад современных технологий прослеживается именно в доведении социализации и общения до абсурдных масштабов: о каком «разобщении» и «дегуманизации» вообще может идти речь?

Между тем речь идёт, а в ответах millennials – так и просто звучит лейтмотивным упреком технологиям сего дня: мало общения, мало персонализации, сложно, даёшь больше fun’a и защиты приватности, даёшь неприкосновенность священной цитадели «моя хаты с краю, ничего не знаю»!

И тут же рядом – польза технологий для образования? М-м-м, не знаю, наверное, конечно, есть какая-то польза. Польза технологий для медицины? М-м-м, бог её знает, наверняка есть, но мне-то какое до этого дело?!

Короче говоря, результаты опроса, проведенного Penn Schoen Berland, я оцениваю совершенно однозначно: он продемонстрировал тотальную деградацию современной системы образования, которая умудрилась возвести непреодолимую Китайскую Стену между личностью молодого человека и Знанием. Знание, которое ещё 50 лет назад универсально и повсеместно воспринималось как Вершина человеческих устремлений, как Идеал, к которому необходимо стремиться в первую очередь, – сегодня это знание воспринимается как враждебное, непонятное, лишнее, мешающее нормально жить и – главное! – никем не востребованное назойливое Зло.

Millennials в массе своей отреклись от Знания, отмежевались от него, предпочитая адаптировать примитивно-потребительское, гедонистическое отношение к технологиям не как к инструментам Знания и Развития личности, а как к провайдеру удовольствий. Каких удовольствий? Единственно понятных и приоритетных – великого разнообразия форм социальной мастурбации!

Стоит ли удивляться, что в условиях такой дегенерации цивилизации приоритетным в общественной жизни становится вопрос почти уже принудительной реабилитации педерастии и сексуальных патологий, навязывание однополых браков, придание инцесту статуса «гендерной нормы». (Думаете, преувеличиваю? Куда там: депутат шведского парламента от социал-демократов предлагает легализовать инцест в Швеции.)

1

В статье обозначены самые актуальные проблемы по защите подрастающего поколения: детей и молодежи от воздействия и влияния на подрастающее поколение информационного потока, включая неконтролируемые со стороны системы образования средств массовой информации, видеорынка и интернета. В данной работе поставлены следующие задачи: проанализировать влияние информационного потока, неконтролируемого со стороны государства, на подрастающее поколение и определить необходимые мероприятия по защите подрастающего поколения от влияния вредной информации. Сегодня в развитии информационного пространства детства в России наметились кардинальные перемены. Общество постоянно должно уделять этому огромное внимание, в связи с тем, что пагубная информация в первую очередь влияет на дальнейшее определение ребенка как личности в этом обществе, и если обществу не все равно, какое у него будет будущее поколение, оно будет постоянно заниматься этой проблемой.

Интернет

информационный поток

информация

молодежь

1. Болотова Е.Л. Комментарий к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Текст] / Е.Л. Болотова // Народное образование. – 2011. – № 2. – С. 52-56.

2. Вагнер И.В. Развитие экологической культуры детей и молодежи в современном информационном пространстве [Текст] / И.В. Вагнер, С.Н. Глазачев // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. – 2013. – № 2. – С. 8-11.

3. Зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей Интернет и мобильная телефония // Электронный ресурс Сайт http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-15212.html

4. Подписан закон, направленный на защиту детей от негативной и вредной для них информации // Электронный ресурс Сайт Президент России http://президент.рф /новости

5. Хорошавцева О.П. Изменение в процессе межкультурной коммуникации под влиянием средств массовой информации [Текст] / О.П. Хорошавцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 362-366.

6. Челышева И.В. Влияние современных массмедиа на здоровье и развитие подрастающего поколения // Образование. Медиа. Общество. – 2008. – № 3. – С. 14-18. (edu.of.ru/attach/ 17/ 39236.doc).

Введение

Проблема защиты детей от информации была актуальной всегда - даже во время первобытнообщинного построения общества родители ограждали своих детей от лицезрения жестоких сцен насилия. Всегда, во всех ситуациях, которые несут в себе информацию с насилием, жестокостью, мать на безусловном рефлексе прикрывает собой свое дите и тем самым защищает его от пагубного влияния данной информации.

Во времена советской России в нашем государстве практически не было проблемы - защиты детей от информации, потому что все негативное информационное поле задерживалось на границе коммунизма и капитализма определенными силовыми организациямии путем жесточайшей цензуры со стороны государственных и общественных организаций. Также в тот момент существовало государственное право, которое жестоким образом расправлялось с посредниками нежелательной информации. После горбачевской «оттепели» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов 20 века в страну хлынуло огромным потоком море «чернухи», порно продукции, фильмов с элементами насилия, жестокости, расовой и половой дискриминации. Все это в полной мере ударило по самым любознательным членам нашего общества - по детям и молодежи и начало приводить к растлению как в физическом, так и в нравственном отношении подрастающего поколения.

Так, с начала 90-х годов 20 века в России сформировалась агрессивная информационная среда, в связи с чем возникла необходимость защитить подрастающее поколение от информационного воздействия, способного причинить вред как психическому, так и физическому здоровью. То есть в нашем государстве в конце девяностых годов появилась проблема по проведению мероприятий по защите детей и молодежи от пагубного влияния определенной части информации. Эта проблема возникла не только в России, но и во всем цивилизованном мировом сообществе. Именно в это время в европейских странах для обеспечения информационной безопасности детей при осуществлении телевещания, радиовещания, в печати, демонстрации кинофильмов, видео- и аудиозаписей, использовании электронных игр принимается в рамках Совета Европы Конвенция о трансграничном телевидении от 5 мая 1989 г. в статье 7 «Обязанности телевещателя» .

В формате времени 21 века усилиями научной мировой общественности стало возможным - передача любой информации практически любыми способами от распространения печатных изданий до передачи информации с помощью IT-технологий. В связи с использованием современных способов передачи информации, а также с работой всевозможных интернет сетей, блогов стало возможным появление неконтролируемой со стороны общественности и государства информации, которая своим действием наносит вред физическому, психологическому, социальному и общественному развитию взрослеющему поколению нации. В связи с этим назрела необходимость разрешения в любом цивилизованном обществе проблемы по защите подрастающего поколения от пагубного влияния негативной информации.

Цель исследования

В данной работе поставлены цели:

  1. Проанализировать влияние информационного потока, неконтролируемого со стороны государства на подрастающее поколение;
  2. Определить необходимые мероприятия по защите подрастающего поколения от влияния вредной информации.

В настоящее время Интернет используется всеми для осуществления образовательного процесса для дистанционного обучения, организации бизнеса, для организации мероприятий по организации досуга пользователей, а также для развлечений, с другой стороны, мировая сеть дает возможность всевозможным авантюристам, мошенникам и другим преступным элементам для распространения информационных материалов, которые противоречат правовым нормам государства и совершения преступных деяний со стороны злоумышленников. Современные разработки и технологии представляют возможность им скрыть или завуалировать свои личные идентификационные данные. Современное общество до сих пор не в полном объеме защищено государством от опасностей, связанных с Интернетом. Сеть Интернет является средством распространения вредоносных программ, позволяющих либо застопорить работу или привести к локальным повреждениям и полным разрушениям компьютеров и компьютерных сетей; рассылки нежелательной рекламы (спама); порнографической информации, в том числе и с участием детей; информации о способах совершения террористических актов; материала по созданию взрывчатых материалов и всевозможных самодельных взрывных устройств, обычного и оружия массового поражения и т.д. Во «всемирной паутине» можно обнаружить разнообразные предложения по продаже психотропных веществ различного воздействия на организм человека, описания их изготовления, также есть возможность заказа через сеть всевозможных товаров, запрещенных правовыми актами государств к производству.

План мероприятий по безопасному Интернету Европейского Союза предусматривает, что противозаконное содержание включает в себя обширный круг материалов, которые относятся: к национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывных устройств и по незаконному производству наркотиков, инструкции по проведению террористических акций); к защите несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, сцены насилия, порнография); к защите человеческого достоинства (подстрекательство к расовой ненависти или расовой дискриминации); к экономической безопасности (мошенничество, инструкции по пиратскому использованию кредитных карточек); к защите информации (деятельность злоумышленных хакеров); к защите частной жизни (неразрешенная передача персональных данных, электронное преследование); к защите репутации (клевета в печати, незаконная сравнительная реклама); к интеллектуальной собственности (неразрешенное распространение произведений, защищенных авторским правом, например, компьютерных программ или музыкальных произведений).

Под вредным (предосудительным) содержанием понимается содержание (контент), которое не является противозаконным, но распространение которого ограничено (например, только для взрослых), а также содержание, которое может оскорбить некоторых пользователей, хотя опубликование его не запрещено в силу конституционного принципа свободы слова. Европейским Союзом разработаны соответствующие специальные программы работы центров, которые созданы для координации, содействия, оптимизации влияния и увеличения осведомленности пользователей Интернет (в особенности родителей и детей) путем поведения конкретных акций. В основном работа указанных национальных центров ведется по четырем направлениям: создание и обеспечение функционирования в сети Интернет «горячей линии», предназначенной для выявления в сети противозаконной информации; деятельность по ознакомлению родителей и детей об опасностях в Интернете и способах противодействия им; создание «горячих линий» по оказанию детям консультативной помощи; разработка и внедрение систем фильтрации Интернет-контента .

Тенденции расширения информационного пространства детства, распространения в детской среде информационно-коммуникационных технологий, нарастание информационных потоков, усиление влияния массмедиа на процессы воспитания и социализации подрастающих поколений, интенсивное развитие виртуальных форм общения детей и молодежи становятся все более значимыми характеристиками современной воспитательной ситуации в России, как и в других странах. Влияние процессов информатизации общества на воспитательную ситуацию обусловлено характером социокультурных процессов в обществе в целом .

Пока научное сообщество только подходит к осознанию и исследованию влияния получаемой информации на развитие у молодежи мировоззрения, необратимый характер принимают изменения в субъективной картине мира детей и молодежи: все чаще дети встречаются с виртуальной действительность, а не с реальной жизнью, виртуальная природа отношений вытесняет естественные отношения и моральные ценности из сознания подрастающего поколения. Данное раздвоение мира на реальный и виртуальный несет в себе не только продукция информационных технологий, но и продукция телевидения, видео и медиа рынка.

Существенное влияние на детей продолжает оказывать телевидение. Процент детей, охваченных телевидением по будням (не менее 1 минуты), варьируется от 68,6 % среди дошкольников до 77,1 % среди старших подростков. В выходные - от 71,2 % дошкольников до 79,8 % младших школьников. В среднем за полугодие дети проводят у экрана 2,5-3,5 часа в день. Наибольший объем телевремени у старших подростков - 3 ч. 53 мин., наименьший у дошкольников - 2 ч. 25 мин. По выходным наибольший объем телевремени у младших школьников - 3 ч. 25 мин. Абсолютный максимум аудитории приходится на 20-22 часа. У студентов данная величина зависит от многих условий: от загруженности студента внеаудиторными заданиями, от общественной активности, от бытовых и финансовых затруднений, от семейного положения и т.д. Также продукция телевидения влияет на потребителя, как в хорошем, так и в плохом отношении. Так, всевозможные боевики приучают молодого зрителя к жестокости, к смене общепринятых моральных норм, к наживе за счет других, к справедливости не на правовых аспектах государства и т.д.

На протяжении последних двадцати лет большинство специалистов в области медиаобразования, информатизации, педагогов и психологов особую опасность увлечения детей компьютером связывают с компьютерными играми, не только с их количеством, но и с содержанием. Драки, перестрелки, убийства, которые входят в сюжет многих игр, вызывают негативные эмоции, отрицательно влияют на развитие ребенка . По исследовательским данным Челышевой И.В. , на совершение насилия в играх уходит 80-90 % времени, 55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств, в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости, в 35 % игр изображены катастрофы. Во всех играх именно действия игрока, связанные с насилием, нарушением законов и нормативных актов, разрушением материальных средств, убийства конкурентов поощряются призовыми бонусами, баллами и в итоге приводят игрока к победе или в повышении рейтинга среди играющих.

Специалистами доказано, что ребенок часто повторяет действия героев компьютерных игр в жизни. В школах растет число случаев, когда учащиеся травмируют друг друга, используя различные «приемы» единоборств, увиденные в телефильмах или компьютерных играх. Виртуальное изображение жестокости оказывает влияние на реальное поведение детей, повышает их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем усиливает интерес к подобным сценам. По данным Ирины Челышевой , более 30 % преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами в России, проис-ходит под влиянием кинофиль-мов и телевизионных передач. Школьники ежегодно могут видеть на телевизионном экране до 10 тысяч сцен насилия. А к моменту окончания школы молодые люди становятся свидетелями в среднем 100 тысяч телевизионных и компьютерных убийств. Между тем замечено, что 45 % школьников, смотрящих телевизор более 3-х часов в день, часто проявляют агрессивность, а 20 % представляют опасность для общества. Агрессивность детей, которые проводят перед телевизором 1 час в сутки, в пять раз превышает уровень агрессивности школьников, «телесмотрение» которых носит нерегулярный характер.

Сегодня в развитии информационного пространства детства в России наметились кардинальные перемены. С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который обусловливает специальное внимание массмедиа и других социальных институтов российского общества к проблемам обеспечения информационной безопасности детей. Закон стал долгожданным ответом на чрезвычайно возросший социальный запрос общества, прежде всего, родителей, педагогов, психологов, других специалистов в области детства, воспитания и социализации на законодательное обеспечение информационной безопасности детей, критически высокий уровень социальных рисков, которое несет в себе все расширяющееся информационное пространство детства в современной России. Принятие закона всколыхнуло общество, заставило его еще раз переосмыслить проблему информационной безопасности детства и активизировать работу по профилактике негативного влияния массмедиа на воспитание детей, снижению социальных рисков, привнесенных информационно-коммуникационными технологиями, еще более актуализировало разработку подходов к моделированию безопасного информационного пространства детства, которое обеспечивало бы не только отсутствие социальных рисков, но позитивную социализацию детей и молодежи, содействовало их духовно-нравственному становлению, жизненному самоопределению и творческой самореализации. Несмотря на наличие противоречий и открытых вопросов, принятый Федеральный Закон «будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости» .

Проблема защиты прав подрастающего поколения - детей и молодежи от информации, пропаганды и агитации, приносящий большой вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, была поднята ещё в статье 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В этом законе нет разъяснений базовых понятий, входящих в структуру такой информации, не устанавливались нормы ответственности за нарушение правил обеспечения ребёнка информацией. Это существенно снизило эффективность установленных правил по защите детей от опасной информации .

Прописанные в законе № 436-ФЗ правила имеют направление на урегулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, наносящей непоправимый вред их здоровью и (или) развитию, так и с защитой детей от такой информации в информационной продукции.

Закон № 436-ФЗ вводит понятия: «доступ детей к информации», «информационная безопасность детей», «информационная продукция для детей», «знак информационной продукции». Впервые раскрывается содержание понятий - «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей», «информация порнографического характера». Закон № 436-ФЗ распространяется на тех, кто размещает любую информацию в местах, которые доступны для детей и молодежи. И в это же время под действие данного законодательного документа не подпадают физические и юридические лица, кто распространяет информацию, содержащую научную, научно-техническую, информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. То есть на все фонды, музеи и т.д. закон № 436-ФЗ не распространяется.

В то же время под действие закона № 436-ФЗ попадает: информация, размещенная в печати (периодическая печать, книги) в информационно-телекоммуникационных сетях (интернет, радиовещание, телевещание любого ранга), в информационной продукции (листовки, программы, компьютерные игры, рекламные банеры и др.). В сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, преимущественные полномочия предоставлены федеральным органам исполнительной власти. Вся информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, согласно закону № 436-ФЗ разделена на информацию, которая запрещена для распространения всех детей, и на информацию, которая распространяется среди детей согласно их возрасту.

По Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» всем обществом России постоянно идут горячие споры и дебаты на всевозможных радио-телепередачах, на форумах, в различных сетях. В основном говорят о несовершенстве Закона, о его «сырости» и о порядке надзора за его выполнением.

Заключение

Мы живем во времена быстроменяющейся информации, которая имеет определенную силу влияния на любого человека на планете, а особенно на детей и подростков. Она - либо качественная, либо может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это эффективное оружие влияния на формирование сознания многих членов подрастающего поколения в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов. В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения.

Также происшедшие в последние годы социальные, политические, экономические изменения, а также бурное развитие средств коммуникации и информации привели к тому, что все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры и взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся от традиционных . Это влияет на размывание границ между культурами народов и приводит к отчуждению большинства молодежи от своих национальных ценностей.

Очевидно, что размывание границ образовательной системы под влиянием массмедиа может привести в скором времени, а в ряде вопросов и уже приводит к превосходству массмедиа во влиянии на развитие личности над образованием, к изменению сущности и структуры образования. Обеспечить позитивный характер этого процесса возможно лишь путем своевременного научно-обоснованного целенаправленного проектирования информационного пространства детства, ориентированного на экологические ценности, и развития информационно-экологической культуры личности, которая, будучи внутренним регулятором действий субъекта, способна стать самым надежным гарантом экологической безопасности как человека, так и окружающей среды, его успешной адаптации, здоровья, развития в гармонии с природой. В связи с вышесказанным педагогам всех уровней образования необходимо формировать у молодежи в процессе воспитания и обучения медиакомпетентности.

Проблема защиты от воздействия и влияния на подрастающее поколение информационного потока, включая неконтролируемые со стороны системы образования средств массовой информации, видеорынка и Интернета является наиболее актуальной в России и в мире. Поэтому общество постоянно должно уделять этому огромное внимание, в связи с тем, что пагубная информация в первую очередь влияет на дальнейшее определение ребенка как личности в этом обществе. И если обществу не все равно, какое у него будет будущее поколение, оно будет постоянно заниматься этой проблемой.

Рецензенты:

Козлова Н.В., д.псх.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Родионов П.В., Павлов А.С., Пискун А.А. ЗАЩИТА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА, ВКЛЮЧАЯ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ СО СТОРОНЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВИДЕОРЫНКА И ИНТЕРНЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13831 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»