Роль пользователя в создании информационных систем и постановке задач. Информационная среда организации и процесс её формирования Относительно постоянными факторами информационной среды являются

Полный информационный цикл включает рождение инфор-мации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

Информационная среда. Это понятие связано с понятием инфор-мационной работы в ее полном цикле. Информационная среда - это весь набор условий для технологической переработки и эффек-тивного использования знаний в виде информационного ресурса. К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров - специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, рег-ламенты, юридические нормы и т.д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы еди-ной системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования.

Информационно-управленческий процесс в его полном виде - не просто сообщение данных, а функционирование ИР - информдинамики, связанной с функционированием всей информационной среды, всех ее элементов, среди которых активными являются люди, а пассивными - технические средства и другие материальные ресурсы. Такой подход очень важен при создании интегрированных АСУ.

С позиций понятия информационной среды удобно дать понятия информационного процесса и информационной технологии. Под информационным процессом понимается функционирование всех элементов информационной среды и всех факторов, обеспечивающих появление новых знаний, их передачу, переработку, использование и воздействие на объект рассматриваемой системы. В соответствии с этим под информационной технологией следует понимать не только основанную на ЭВМ вычислительную систему, но и всю автоматизированную среду получения, передачи, переработки, использования знаний в виде информации и их воздействия на объект.

Существуют понятия социальной, экономической, производст-венной, интеллектуальной, информационной и вычислительной сред. Все это среды социальных систем, разные ракурсы их рассмотрения. Если понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний (овеществленной информации), то понятие информационной среды более узкое и от-носится только к условиям функционирования социальной ин-формации, знаний в виде сообщений. Что касается вычислительной или программно-вычислительной среды, то она является элементом информационной среды.

Следующими фундаментальными понятиями информатики как науки о движущей силе информации в социальных системах являются понятия информационного поля и его напряженности. В кибернетической самоорганизующейся системе управляющая под-система осуществляет целеполагание для объекта и удерживает его в заданном целевом русле функционирования и развития. Взаи-модействие целевого, проектируемого и исходного состояний кибернетической системы, а также ее элементов осуществляется посредством информационных полей, напряженности которых соз-даются либо постановкой объекту цели, либо ухудшением исходного состояния системы, т.е. появлением дополнительных ограничений в ее динамике.

Дайте определение понятию «информационная среда»

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Роль пользователя в создании информационных систем и постановке задач

Предъявляемые к ИС и ИТ управления высокие потребительские требования в части функционального наполнения и технологического исполнения предполагают обязательное участие заказчика (пользователя системы) в процессе создания, внедрения и эксплуатации системы. Особенно необходимым представляется соблюдение условий предоставления заказчиком, всей необходимой информации, касающейся предварительных исследований, связанных с построением бизнес-процессов решаемых задач, на стадии предпроектного обследования организации, предприятия, фирмы. Однако этим участие заказчика не ограничивается. Отношения сотрудничества предполагают непосредственное его участие в процессе постановки задач на каждом рабочем месте исполнителя.

Прежде чем разрабатывать математическую модель и блок-схемы программ, специалисты-проектировщики с заказчиком должны прийти к однозначному согласию по вопросам состава и стоимости оборудования, на котором будет реализовываться система; необходимого и достаточного объема информации, который придется обрабатывать в процессе эксплуатации системы; требуемого количества и профессионального состава служащих и специалистов; способов представления входных и результатных данных, содержания накапливаемой в базе данных информации, а также состава и числа ее носителей; объема финансовых, трудовых и материальных затрат, необходимых для бесперебойного и эффективного функционирования системы.

Одновременно уже на стадии проектирования происходят обучение и психологическая подготовка персонала фирмы к работе в условиях автоматизации. Технология обработки информации и должностные инструкции участников технологического процесса разрабатываются и утверждаются на этапе рабочего проектирования, при этом их содержание и формы представления обязательно обсуждаются с пользователями.

Конкретизация задач и описание предметной технологии в основном должны лечь на плечи заказчика. Постановщики задач -- пользователи -- разрабатывают информационную модель, раскрывающую последовательность обработки данных, и структуру взаимосвязи между ними. Необходимую конфигурацию компьютерной сети проектировщики определяют, ориентируясь на потребности этой модели.

Наиболее важным моментом в постановке управленческих задач следует назвать целеполагание, которое должно быть выполнено на первом этапе проектирования системы. Декомпозиция целей в структуре управления микроэкономическими объектами является основанием для распределения функций между различными рабочими местами.

От специалистов организации-заказчика зависит, в каком виде будет выдаваться результат по каждой задаче: как набор информации рекомендательного характера, как описание возможных альтернатив решения задачи либо, в случае принятия того или иного решения, как сценарий возможных ситуаций. Например, в экспертных системах вырабатываются решения без непосредственного участия пользователя-менеджера. По сути дела такие системы аккумулируют в виде базы знаний, управленческий опыт многих профессионалов-менеджеров. Недостатками таких систем можно назвать их сложность и дороговизну.

Формулирование потребительских свойств ИС - одна из обязанностей заказчика. Рассмотрим важнейшие из них.

Функциональная полнота -- свойство, обозначающее наиболее полный состав списка задач, поддающихся решению с помощью компьютерной технологии. Таким образом, это понятие выражает степень и уровень автоматизации управленческих процессов на данном предприятии с использованием ИС. Однако достичь стопроцентной функциональной полноты ИС управленческой деятельности, как правило, не представляется возможным, хотя с развитием методов и моделей СППР с каждым годом совершенствуется методология контроллинга, направленная на улучшение функционального компонента. Дело в том, что рыночные условия будут порождать новые ситуации, которые трудно предусмотреть заранее, на этапе проектирования системы. Однако применение математических Моделей, учитывающих наличие в системе неполноты информации, позволяет преодолеть данное препятствие. Сегодня разработано достаточное количество экономико-математических методов, которые способны привнести в ИС адаптационные свойства, обеспечивающие гибкое ее реагирование на изменение рыночной ситуации.

Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и имеет количественное выражение в виде суммарного времени задержки информации, необходимой пользователю в текущий момент времени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвечает данному требованию. Для автоматизированной системы Управленческой деятельности этот показатель может сыграть определяющую роль при оценке приемлемости ИТ для конкретной организации, так как подавляющая часть тактических решений, например, в торговом деле, финансовых ситуациях должна приниматься в режиме Реального времени.

Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом обеспечении; степень адекватности математических моделей; верификационную чистоту программ; относительный уровень достоверности информации; интегрированный показатель надежности эргономического обеспечения ИС.

Адаптационные свойства системы отражают ее способность приспосабливаться к изменениям окружающего внешнего фона и внутренней управленческой и производственной среды организации. Важной количественной характеристикой является время адаптации ИС, т.е. период, необходимый для восстановления приемлемого уровня адаптивности компьютерных моделей. В течение такого периода степень доверия к результатной информации, а точнее, к «советам» компьютера, резко падает. Важная задача заказчика -- сформулировать на этапе проектирования границы допущения отклонений в значениях управляющих и выходных параметров, имеющих принципиальное значение для функционирования всей системы. Время адаптации также должно быть заранее оговорено. Затраты на обеспечение адекватности должны, во-первых, поддаваться расчетной оценке, а во-вторых, не слишком влиять на эффективность работы ИТ управления организацией. Кроме математической, параметрической и программной адаптивности ИС должна обладать свойством технической и организационной адаптивности, позволяющим оперативно и без больших затрат модернизировать эксплуатируемую версию системы для работы на новом оборудовании или в новых рыночных условиях. Такой уровень адаптации достигается путем обеспечения:

Инвариантности к составу и архитектуре технических средств, набору функций и решаемых функциональных задач, типу организации управленческой деятельности;

Независимости от периода прогнозирования и планирования;

Возможности наращивания ИС за счет включения новых программных модулей или совершенствования действующих;

Экспертных свойств и максимальной вариабельности решений на этапе проектирования.

Экономическая эффективность определяется в нескольких аспектах: как соотношение между затратами и получаемым результатом в отношении степени достижения поставленной перед ИС управления организацией цели и как результат сравнения экономических показателей деятельности управленческих служб, выявленных на этапе предпроектного обследования организации, с аналогичными показателями в условиях применения внедренной ИТ.

Отсюда следует , что роль пользователя на стадии ввода в действие ИТ управления еще значительнее, чем на предыдущих ступенях ее создания. Ответственность заказчика возрастает, ибо он заинтересован во всесторонней проверке работоспособности системы, учитывая необходимость дальнейшей самостоятельной эксплуатации всех видов обеспечения ИТ и ИС в целом. Кроме того, на нем лежит обязанность по наполнению банка данных реальной информацией и ответственность за ее достоверность. Особенно это касается специалистов, работающих с условно-постоянной, нормативно-справочной информацией. Текущая же переменная информация будет корректироваться по ходу функционирования системы. Таким образом, контрольная функция заказчика в период проведения приемосдаточных испытаний ИС и ИТ приобретает доминирующий характер. Итогом ввода в действие ИС и ИТ является формирование пакета организационно-распорядительной документации.

Итак, активное и непосредственное участие пользователя ИС управления на протяжении всего жизненного цикла системы является обязательным условием ее успешного внедрения и дальнейшего функционирования.

Информационное общество

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Информационная среда и развитие общества

Развитие общества, его пространственно-временная динамика все больше зависит от потребностей человека, а не от условий природной среды. Человек создает вторичную, искусственную среду, в основе которой лежит информация. Информационная среда, как часть этой искусственной среды, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития территории.

Информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры). Информационная среда представляет условия для развития субъекта информационного пространства, однако, степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта (информационный потенциал, определенным уровнем инфопотребности).

Информационная среда - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия "информационное поле", "информационное пространство". Главная составляющая информационной среды - информационный фонд - сегодня многообразен как по содержательным и видовым признакам, так и по видам носителей информации (книги, видеокассеты, электронные издания, ресурсы сети Интернет).

По характеру воздействия на субъект можно выделить следующие типы сред:

1) активирующая деятельность субъекта за счет наличия достаточного количества информации необходимого качества, т.е. высокой степени удовлетворения инфопотребности;

2) ингибирующая избыточным количеством "информационных шумов" и низким уровнем удовлетворения инфопотребности;

3) нейтральная, не оказывающая значительного воздействия на деятельность субъекта (например, информационная среда в рамках этноландшафтной среды).

По характеру циркуляции информации в среде:

1) изолированная среда - вся информация, используемая субъектом, находится на данной территории;

2) транзитная - периодический доступ к информации извне за счет ее транзита или диффузии;

3) открытая (глобальная) - свободное обращение информации между различными территориальными общностями.

Информационная среда имеет несколько иерархических уровней (масштабов): глобальный - международный и общегосударственный, региональный - субъектный, локальный - городской и сельских местностей. То есть, инфосреду можно характеризовать и ее масштабом, причем для каждого субъекта будут присутствовать все три уровня в той или иной степени. Территориальная выраженность этих масштабов заключается в концентризации информационной среды, где каждый из концентров будет отражать масштаб интересов субъекта, представляя собой ареал (поле) информационного потребления субъекта. Причем, с развитием субъекта смещение интересов происходит, как правило, на глобальный (макро) уровень, т.е. когда он имеет достаточно знаний для восприятия/производства более глобальной, более абстрактной информации.

Учитывая, что психологически человек не может сразу воспринять всю информацию, информационные учреждения стоят перед проблемой ее развертывания в определенной последовательности, выделения и приближения к пользователю отдельных частей информационного массива. При традиционной организации информации используется многоуровневая система. Многоуровневость информационной среды создает условия для постепенного вхождения пользователя в мир информации и одновременно решает проблему большей оперативности обслуживания. Постепенно вводя в информационный мир, среда как бы приглашает углубиться в этот мир. Начиная с рекламной информации о предоставляемых библиотекой услугах, переходя к выставкам документов, затем к разнообразным базам данных и, наконец, к фонду, информационная среда ведет далее в мировую информационную систему.

С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)

Практическое изучение информационной среды возможно на примере СМИ (печатных и телевизионных), взаимодействующих с субъектами-людьми и их территориальными общностями. Структура информации, предоставляемой СМИ, в идеальном случае должна отражать потребности населения, а реально происходит практически наоборот - СМИ формируют мировоззрение и инфопотребности населения, в чем и проявляется их роль как важнейшего инструмента государственного и регионального управления.

Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и в конечном итоге способствует повышению качества обученности не только по информационным дисциплинам. Обучение методам приобретения знаний - это те умения, которые формирует информационная среда.

Одним из разновидностей социальной среды является так называемая информационная среда (сфера), которая образуется совокупностью:

    субъектов информационного взаимодействия или воздействия;

    собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы;

    информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами;

    общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации (В.Е. Лепский, 2000; М.О. Мдивани, 1999).

С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мульти-медиа, интернет и т.п.). Как справедливо отмечает А.Е.Войскунский (2000), отличительной чертой данного вида среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве «психологического орудия» (по Л.С. Выготскому) социального воздействия на человека.

В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.

Вместе с тем, возрастающий темп информатизации общества обостряет экопсихологические проблемы во взаимоотношениях между Человеком (обществом) и информационной средой (сферой), ибо технократический подход к информатизации общества таит в себе угрозы, сопоставимые по масштабам с угрозами ядерной и экологической катастроф. Поэтому в ряду других проблем и направлений психологии информационной среды (СМИ, интернет-среда и др.) особое место занимает информационно-психологическая безопасность (В.Е. Лепский, 2000). Целью разработки данного направления является обеспечение психологической защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействиями информационной среды на психику граждан (в это определение неявно включены и воздействия граждан на информационную среду).

Резюме

Несмотря на разноликость эколого-психологических исследований и практик, их объединяет то, что в качестве исходного основания используется системное отношение “человек - среда (окружающая среда)”.

В общем виде понятием окружающая среда обозначают естественное и социальное окружение человека, которое представляет собой совокупность влияний и условий, обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самым возможность для проявления и развития его способностей.

В понятие “окружающая среда” входят такие ее разновидности, как:

    физическая среда - совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы);

    пространственная среда - совокупность пространственно-предметных свойств и отношений окружающей среды, которая может иметь естественно-природный характер (лес, море, горы, степь, растения, животные и т.п.) и/или антропогенный (продукт человеческой деятельности) характер: городская среда, парковый ландшафт, архитектурная среда, виртуальная (пространство, представленное на экране компьютера) и т.д.;

    природная среда включает в себя совокупность природных объектов (естественный ландшафт, растения и животные), которые выступают для человека как объекты восприятия, личностного отношения и взаимодействия;

    среда обитания или экологическая среда , обеспечивающая каждому виду живых существ свой комплекс возможностей для жизнедеятельности. Представление об этом типе среды как объекте восприятия было разработано Дж.Гибсоном;

    социальная среда , ибо один человек для другого также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. О социальной среде еще говорят как о пространстве коммуникативных и межличностных взаимодействий человека. В этом случае выделяют следующие виды среды: семейная, образовательная (в частности, школьная), информационная (СМИ, интернет, мульти-медиа), этническая, культурная, духовная, религиозная и т.д.;

    кроме того, в отличие от внешней окружающей среды, иногда говорят о внутренней (ментальной) среде индивида, понимая под этим наличие у него психических структур и способов действия, которые выступают в виде совокупности психологических условий и возможностей для его деятельности и развития.

Информационное пространство

Один из подходов к определению понятий “информационное поле”, “информационная среда” и “информационное пространство” предложен авторами работы . Они поясняют данные понятия на примере учебной деятельности школьника.

Мир, в котором живет человечество в целом и каждый индивид в частности, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, существующих теорий и гипотез и т.д.) и куда «возвращает» переработанную и каким-либо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, теоретических размышлений и пр.). Для индивида информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что оно существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества. Учитывая, что информация существует в системах как живой, так и неживой природы, следует принять положение, что информационное пространство распространено по всей вселенной. Как объективная реальность информационное пространство является многомерным образованием. К его измерениям можно отнести, например, время, степень методической обеспеченности информационных процессов и другие.

Субъективный характер информационного пространства проявляется в том, каким образом человек воспринимает и осознает его. То есть, это модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие индивидом окружающего информационного мира, отношение к этому миру.

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т. д. Информационная среда, в отличие от информационного пространства, требует специальных усилий по своему созданию (книги необходимо приобрести и обеспечить к ним доступ, компьютер необходимо смонтировать и установить на нем программное обеспечение и т. д.).

Информационная среда характеризуется:

· материальным обеспечением, т. е. наличием материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры, компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т. д.);

· информационным обеспечением, т. е. возможностью доступа к материальные носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);

· коммуникативным обеспечением, т. е. возможностью необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации, с друзьями и коллегами, с учителем, со специалистами в той или иной области.

Информационное пространство неравнозначно информационной среде. Существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую: например, из информационной среды дошкольника (в основном семья + детский сад) мы переходим в школьную учебную информационную среду, которая, в свою очередь, заменяется на учебную информационную среду вуза (или другого вида профессионального образования) или на информационную среду профессиональной деятельности. При смене профессии, рода занятий, увлечений также происходит переход из одной информационной среды в другую. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в учебной информационной среде школы, в информационной среде рыболовов-любителей (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т. д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение по сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды подчас очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое, оказывающее влияние на формирование его информационного поля.

Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.

Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Так, информационная среда учебной деятельности формируется:

· учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и пр.);

· педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

· государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Правильно организованная учебно-информационная среда позволяет ученику адаптировать ее к себе; и в этом ее принципиальное отличие от реальной информационной среды, в которой такая адаптация не всегда возможна.

Информационная среда может изменяться, совершенствоваться, но для этого требуются целенаправленные воздействия. Без приложения усилий никакого развития информационной среды происходить не будет и из средства формирования информационного поля учащегося она может превратиться в тормоз его развития в соответствии с общеизвестным законом: где нет развития, там начинается застой, а потом - деградация.

Информационное поле индивида - это субъективное отражение информационного пространства и информационной среды в сознании индивида и в его деятельности. Информационное поле человека формируется постепенно, в течение всей жизни путем осмысления явлений действительности, самообучения, обучения, общения и т. д. Оно включает в себя не только осознанные факты, события окружающей действительности, знания индивида, но и его мысли, планы, чувства, желания, представления, интуитивные догадки, озарения и пр.

Информационное поле человека характеризуется:

· опытом человека (приобретенным и генетически переданным), его умениями и навыками в конкретных видах деятельности (они определяют возможности личности в процессе обучения и деятельности);

· индивидуальными психологическими особенностями: типом восприятия, памяти, стилем мышления, быстротой реакции и т. д. (они определяют способности личности);

· личностными, общественными (групповыми) и профессиональными интересами и мотивами (они определяют потребности личности).

Информационное поле каждого индивида является сложным многомерным образованием. Оно имеет определенную структуру: опыт в той или иной мере осознан, знания каким-либо образом систематизированы.

Проиллюстрировать взаимосвязь рассмотренных понятий можно следующим рисунком.


В процессе любого общения (человек - человек, человек - природа, человек - книга, человек - компьютер и т. д.) информационные поля субъектов общения взаимодействуют и образуется (формируется) так называемое информационное поле передачи и восприятия информации (в дальнейшем - ИПоле). Процесс обучения также происходит в ИПоле, которое можно рассматривать как часть учебно-информационной среды, обеспечивающая создание системы коммуникаций, личностную ориентацию на деятельность субъектов педагогического процесса, фактически ИПоле выступает как результат взаимодействия информационных полей преподавателя, учащихся, коллектива учебной группы в рамках учебно-информационной среды.

J Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 7. – С. 41 – 55.

J Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 8. – С. 39 – 50.

J Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.